+7 (928) 850-30-06 время работы с 9:00 до 18:00
+7 (928) 850-30-06 время работы с 9:00 до 18:00
Изображение раздела
Историческая справка о Гуамском ущелье

История железной дороги

Апшеронская узкоколeйная железная дорога — крупнейшая горная узкоколейная железная дорога на территории России и бывшего СССР. Строилась и использовалась в основном для вывоза леса, использовалась также как пассажирская. Управление дороги находится в Апшеронске (Краснодарский край). Ширина колеи: 750 мм. Дата открытия первого участка: 1927 год. Вплоть до 2010 года состояла из магистральной линии протяжённостью 59 километров — от станции Апшеронская до станции Шпалорез через станции Самурская, Черниговская и 40 км. Имелось одно короткое ответвление длиной 2,5 километра — от 40 км до Кушинки.

В конце 1960-х начале 1970-х годов был разобран участок Темнолесская — Камышановы поляны. Участок от Гузерипля в горы является полностью заброшенным и уже стал своего рода достопримечательностью этого посёлка. Туристы, отправляясь в Лаго-Наки, непременно фотографируются с остатками узкоколейки.

В 1980-е годы в результате наводнения были разрушены пути на участке Самурская — Гуамка. Сегодня этот участок линии существует лишь от Гуамка до Мезмай через Гуамское ущелье и представляет собой самостоятельную узкоколейную железную дорогу.

В 2011 году в результате оползня был разрушен участок 800 метров в Гуамском ущелье. В настоящее время движение не восстановлено, пеший проход

В ущелье работает туристический тепловоз ТУ8 — 0427 с пассажирскими модулями Доехав до станции «Урочище Монахово», он высаживает пассажиров и возвращается в пункт отправления. Дальше пассажиры могут отправиться пешком в сторону Мезмая по недействующей узкоколейной ветке — остаток пути составляет около 8 км.

Подвиг путевой обходчицы Дедовой Марии Архиповны

В июне 1979 года Мария Архиповна Дедова трудилась путевой обходчицей на железнодорожном участке в Гуамском ущелье.

Мария Архиповна проходя свой участок услышала, что сошёл сель. Она побежала в железнодорожную будку, чтобы позвонить на станцию, в этот день должен был выдвинуться состав со 178 пассажирами.

Железнодорожная будка находилась под селем, несмотря на страшную опасность Мария добралась до телефона и успела только выкрикнуть «сошёл сель»! Сама Мария погибла, но благодаря ей состав был остановлен и все 178 пассажиров спасены.